Описание опыта работы по теме:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

Работать в школе учителем начала в 1995 году сразу же по окончании физико-математического факультета Кокшетаусского педагогического института им. Ч.Ч. Валиханова по специальности «Учитель математики и информатики». Общий и педагогический стаж 22 года.

Модернизация и развитие российского образования связано с введением ФГОС второго поколения. Приказом № 853 ДОиМП ХМАО – Югры МБОУ МО г. Нягань «Гимназия», где я работаю учителем математики и информатики, был присвоен статус стажировочной площадки по введению ФГОС ООО. Для решения этой стратегической задачи прошла обучение в Институте развития образования г. Ханты-Мансийска по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях реализации ФГОС ООО», курсы в ОУ Педагогический университет «Первое сентября» «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта», ««Особенности процесса обучения математике в условиях перехода к Федеральным государственным образовательным стандартам»,72 часа, 2015; «Методические особенности работы с одаренными детьми при подготовке к всероссийским олимпиадам и конкурсам по математике», 36 часов, 2016г.; «Основы дистанционных образовательных технологий», 72 часа, 2017г.

В 2015 г. эксперимент по введению ФГОС ООО был завершен положительно, и в дальнейшем наше учебное заведение работает в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в округе: обеспечение качества образования выпускника гимназии в соответствии с требованиями ФГОС, формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих социально-профессиональную адаптацию в современных социально-экономических условиях.

Слово инновация (ин-нове) появилось в латинском языке примерно в середине XVII века и означает вхождение нового, порождение изменений. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ:

  • научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
  • проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
  • образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Можно выделить несколько наиболее характерных инновационных технологий, одной из которых является информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования. В результате выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Опыт применения показывает: а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

Решаются следующие дидактические задачи обучения математике:

1) формирование умений и навыков чтения графиков, геометрических чертежей;

2) формирование и воспитание математической культуры учащихся;

3) совершенствование умений построения доказательств теорем;

4) пополнение словарного запаса обучаемых математическими терминами;

5) формирование устойчивой мотивации обучаемых путем использования на занятиях оперативных материалов глобальной сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем.

Информационно-коммуникационные технологии можно использовать для обучения математике в различных форматах: использование тренировочных программ; диагностических и контролирующих материалов; для выполнения домашних самостоятельных и творческих заданий, размещенных на образовательных платформах или персональной сайте учителя; использование компьютера для вычислений, построения графиков; использование программ, имитирующих опыты и практические работы; использование информационно-справочных программ.

Для организации настроя обучающихся на урок можно использовать слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.

На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.

На этапе приобретения новых знаний сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала, актуальна демонстрация пошагового решения задачи.

Чтобы заинтересовать учащихся предметом, проводятся нестандартные уроки, в виде игровых ситуаций, мини-исследований, в форме сказок, уроки-путешествия, соревнований, работа в группах и в парах.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия — современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Большим помощником на уроках геометрии, благодаря компьютеру стала программа «Живая геометрия», а также возможности электронной доски.

Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения.

В гимназии функционирует Технопарк, который является инновационной формой организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности детей и подростков и направлен на вовлечение обучающихся в продуктивную творческую деятельность. Образовательная деятельность Технопарка направлена на возвращение престижа инженерных профессий, формирование у детей и подростков профессиональных компетентностей и практических навыков в высокотехничных специальных сферах: робототехника, механика, электроника, автоматика, компьютерная, полиграфическая и телекоммуникационная сфера. Робототехника в увлекательной форме позволяет детям овладевать знаниями об окружающем мире, его законах. Ребята с удовольствием используют возможности Технопарка для технической поддержки своих проектов. Например, при работе над научно-исследовательским проектом «Измерение углов» была создана робототехническая модель для демонстрации углов различных видов, которая затем была использована на уроках для объяснения нового материала. Роботы-чертежники, системы для построения графиков маркером или на электронной доске и т.п. – фантазия ребят не имеет границ. При работе над роботом учащиеся учатся использовать такие методы научного познания как системный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент. При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельности учащихся, умения учитывать окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов. И, что немаловажно, – умение согласовывать свои действия с окружающими, т. е. – работать в команде.

Подводя итоги, можно сказать, что применение информационно-коммуникационных технологий в предметном обучении повлекло за собой:

  • повышение качества образования и заинтересованности предметом у учащихся;
  • сформированность новых моделей учебной деятельности, использующих ИКТ;
  • сформированность у обучающихся информационной компетентности;
  • внедрение новых форм работы с одаренными детьми;
  • применение игровых технологий в обучении;
  • внедрение современные ИКТ технологии в дополнительном образовании;
  • внедрение эффективной формы работы с проблемными детьми;
  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • популяризацию профессии инженер (проектировщик).
  • создание условий, которые позволяют реализовать способности и интересы обучающихся;

Список использованных источников

Образовательная площадка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://multiurok.ru

Сайт российской ассоциации образовательной робототехники [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://raor.ru/