[СКАЧАТЬ]

Эссе: «Я – учитель»

В нашей жизни все неповторимо.

Так ведется издавна, в веках.

Только лишь одно бесспорно зримо:

Кто учил - живет в учениках.

«Цвет своего неба мы выбираем сами!» - эта удивительная фраза, случайно услышанная мною когда-то, безумно мне нравится. Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.

В школе, будучи круглой отличницей, для себя я особо выделяла русский язык и математику, хотя интересны мне были многие дисциплины. При этом просто обожала археологию, хотела связать свою будущую профессию именно с ней. Родители же были категорически против такого выбора для девушки, но, тем не менее, уважали мой интерес – все возможные источники информации, доступные в то время в простой сельской школе, были в моем распоряжении: книги, научно-популярные журналы, телепередачи.

Что изменяет наш жизненный путь? Да все, что угодно. Встреча, слово, трагедия, счастье… В моем случае это была книга «Флаги на башнях» А.С. Макаренко. Читая ее, я жила судьбами героев книги, переживала вместе с ними и их наставниками. А далее «Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Книга для родителей». Мне открылся новый мир – мир педагогики, основанной на доверии, коллективизме, на принятии личности человека и ее развитии в сторону лучшего, доброго, вечного.

Я поступила на отделение математики и информатики физико-математического факультета педагогического университета, целенаправленно готовясь к этому последние два года своего обучения в школе. Выбор отделения также был не случаен: 90-е годы, начало бурного развития информационных технологий на постсоветском пространстве. Изучив в школе основы алгоритмического языка «в тетради», села за свой первый компьютер на практическом занятии в институте. Трудности не пугали - с огромным интересом включалась во всё новое, казавшееся в то время просто необъятным.

И вот я учитель!!! Небольшое разочарование в оснащении компьютерной техникой школ того времени не отбило желание работать. Ведение уроков математики и информатики привели к первым попыткам их интегрировать, что первое время было достаточно сложно, т.к. программа по информатике в школе тогда базировалась только на программировании.

Отличные результаты моих учеников на муниципальной олимпиаде по информатике, аттестация на вторую квалификационную категорию, и чувство того, что теперь я действительно учитель, закрепляется окончательно. Жажда нового, профессиональное любопытство вели меня вперед.

Многому пришлось ещё учиться: в трудах ученых находила новые методы и технологии. «Интенсивное обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» (автор В.Ф. Шаталов), «Коллективный способ обучения» (автор В.К. Дьяченко), «Групповая форма обучения» (автор В.В. Гузеев) и труды Е. Полат «Метод проектов». Но обучение - это еще не результат, качественный результат возможен лишь в том случае, если пропустить технологию через себя и адаптировать ее к имеющимся условиям.

Считаю, что главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для её формирования. Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою дорогу. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а, будучи рядом, вовремя подставить плечо, и тогда ребенок взойдет на вершину сам.

А что ждут от меня родители? «Я – учитель» в представлении родителя – умный, грамотный, компетентный, опытный педагог, авторитетный и для него, и для его ребёнка. А ещё справедливый и честный, обладающий этической культурой. Думаю, что список качеств может быть продолжен. И я должна всегда этим качествам соответствовать. Я и сама родитель сына-выпускника и дочери-первоклассницы. И я тоже хочу от учителей своих детей всего, что перечислено выше. И это справедливо. Уж если ты выбрал профессию учителя, то - только вперед! И только вместе с детьми!

Моя профессия - самая творческая. Чтобы искрился в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, записать, распечатать, вырезать, наклеить, нарисовать, оживить, дифференцировать, распределить, воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на другой.

Опыт подсказывает, что эффективнее всего воспользоваться простым, но удивительным качеством, присущим каждому человеку: любознательностью, желанием познавать новое. Именно из этого рождаются великие идеи, открытия и принципы, формирующие облик человеческого общества. Любознательность моих учеников, их заинтересованность и пытливость не позволяют мне успокаиваться на достигнутом: надо быть всегда готовым ответить на любой их вопрос или найти ответ на него вместе. Обучая, я постоянно учусь сама. И так будет всегда.

Как-то незаметно в условиях этой задачи определились новые параметры: сначала появились калькуляторы, затем рядом с учебниками и задачниками – «решебники» всех мастей, и, наконец, – компьютер со своей Всемирной паутиной…

На сегодняшний день компьютер и информационные технологии – это не роскошь, а необходимое средство обучения, доступный и надежный помощник ученикам и учителям. И важно, не подменить их роль на современную «шпаргалку», а уметь использовать как умный инструмент, так необходимый нам в век скоростей и ускорений.

Проблема современности – огромный, открытый и доступный для всех, поток информации. И, как следствие развития современных технологий, формирование человека, проецирующего виртуальную реальность на себя. Как не потерять жизненные ориентиры в таких условиях, не перевернуться «с ног на голову»? Сейчас, в стремительно развивающемся мире, со всеми его противоречиями и сложностями, именно школьный учитель стоит между большим миром и маленькой растущей личностью, ведет учеников, воспитанников к истинным вещам, упорядочивает размытую картинку мира, способствует их духовно-нравственному воспитанию. И моё предназначение – не работать учителем, а жить Учителем.